Главная » Статьи » Мои статьи |
Авторы статьи: - Елена Юрьевна МОРИНА, руководитель структурного подразделения лекотеки «Растем вместе» - Андрей Спартакович КОТОВ, социальный педагог структурного подразделения лекотеки «Растем вместе» ГОУ Центра развития ребенка – детского сада № 26 ЮАО г. Москвы На базе детского сада № 26, которым руководит заведующая М.А. Селис, с февраля 2007 года функционирует лекотека «Растем вместе». Лекотеку посещает около 50 воспитанников в возрасте от 1,5 до 7 лет, имеющих различные диагнозы. Важную роль в нашей работе играют выезды с детьми на конеферму. Нами разработана специальная программа «Эмоционально-личностная реабилитация и социализация дошкольников с особыми потребностями посредством общения с мини-лошадьми». Селекционные мини-лошадки – добродушные и покладистые животные. В холке высота их достигает около 70 см, то есть они меньше, чем пони, что очень важно, поскольку ребенок может находиться на одном уровне с ними. Например, ребенку с детским церебральным параличом, сидящему в коляске, даже не нужно поднимать голову, чтобы увидеть всю лошадку. Посещения конефермы носят систематический характер и осуществляются один раз в неделю в течение всего учебного года. Пребывание на конеферме занимает 2–2,5 ч. Время не может быть фиксировано более строго, так как должно определяться соматическим и психическим состоянием детей. В работе с детьми участвуют педагоги, родители, инструктора и коневоды. Помимо явной и безусловной пользы верховой езды для физического развития детей общение с лошадьми оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. Малыш учится чутко относиться к движениям животного, реагировать, оценивать и влиять на возникшую ситуацию, управлять лошадью, сидя верхом, ребенок подчиняет ее себе, несмотря на ее физическое превосходство. Возникшее доверие к лошади постепенно распространяется на доверие и к людям, с которыми ребенок взаимодействует. Уход за животными (расчесывание, кормление и т.п.) формирует у детей чувство ответственности и осознание необходимости своего участия и заботы. На занятия на конеферме совместно с особыми детьми приглашаются и нормально развивающиеся дети. Их взаимодействие позволяет решать задачи инклюзивного образования дошкольников в совместной деятельности, выбирая полезную и возможную для каждого из них долю интеграции. Работа на конеферме проводится с группой детей, но постоянно осуществляется индивидуальный подход, который выражается в индивидуально ориентированных способах обращения к ребенку, подачи инструкций, оказания помощи, привлечения к какой-либо деятельности и в степени участия ребят в том или ином этапе занятия. Например, аутичные дети испытывают страх в малознакомых местах, при большом скоплении людей. Таким детям на конеферме предоставляется возможность находиться на комфортном для себя удалении от группы столько времени, сколько им требуется, большая территория конефермы это позволяет. Но аутичный ребенок недолго остается безучастным, самостоятельно сокращая дистанцию до полного включения в группу, настолько велика привлекательность происходящего, будь то общение с лошадьми, верховая езда, катание на бричке или совместные игры. Пребывание детей на конеферме состоит из пяти частей, которые сменяют друг друга. Такая структура построения занятий позволяет чередовать периоды, когда дети двигательно активны, с периодами, когда они занимаются более спокойной деятельностью, что дает возможность избегать перевозбуждения. Первая часть включает в себя прибытие на конеферму, встречу с инструкторами, которые знакомятся с индивидуальными особенностями детей. Затем они проводят инструктаж родителей по технике безопасного поведения рядом с лошадью. Так, подходить к лошади нужно спереди или сбоку, но не сзади, кормить лошадь можно, держа угощение не в пальцах, а на полностью раскрытой ладони. Далее дети наблюдают за лошадьми через ограду загона. Здесь ребенок наблюдает за лошадками, смотрит, как общаются с ними другие, более активные дети могут погладить тех животных, которые подошли близко к ограде. Непосредственный контакт детей с лошадьми происходит уже в загоне. Инструктор демонстрирует, как правильно подходить к лошади, гладить ее, расчесывать гриву и хвост, обращаться к ней. Педагоги побуждают детей подойти к лошадке, погладить ее. Детям предлагают специальные щетки, которыми можно расчесать животных. Для преодоления страха физического контакта можно использовать следующие методы: родитель гладит лошадку, ребенок наблюдает; ребенок кладет свою ладонь на руку взрослого, взрослый гладит лошадь (очень важно то, что взрослый гладит животное не рукой ребенка, а своей рукой, т.е. малыш на этом этапе не контактирует непосредственно с телом лошади); родителю и ребенку предлагают специальные щетки для расчесывания гривы лошадки (ребенок контактирует с животным посредством орудия – расчески); лошадку гладит лапкой маленький игрушечный медвежонок (или это может быть любая игрушка, которую ребенок привез с собой). Не все дети сразу готовы к катанию верхом, поэтому целесообразно начать с катания на бричке или в санях, где нет непосредственного физического контакта с животным. Вторая часть представляет собой занятие продуктивной творческой деятельностью в течение 15–20 мин. Ребенок, получив глубокое яркое впечатление от общения с лошадью, находясь вследствие этого в состоянии повышенного психического возбуждения, получает возможность не только реализовать свою активность, но и увидеть результат своей работы. Все задания подбираются сообразно реальным возможностям детей, но на тему общения с лошадьми. Результаты своей творческой деятельности воспитанники забирают домой. Важно, чтобы дети увезли не только приятные впечатления от общения с животными, но и что-то, напоминающее им о посещении конефермы. В ходе занятий педагоги создают ситуации, в которых ребенок взаимодействует с другими детьми, получая при этом положительный результат непосредственно для самого себя. Например, детям предлагают намазать краской ладони не самим себе, а друг другу, а затем сделать отпечатки на листе бумаги. Приведем примеры некоторых творческих работ. Конь в яблоках На большом листе бумаги нанесено контурное изображение лошади. Дети совместно с родителями размазывают пластилин там, где у коня должны быть грива и хвост. Затем берут шерстяные ниточки и прилепляют их к пластилину. Получаются грива и хвост, похожие на настоящие. Можно добавить дополнительные детали: повод, копыта, пятнышки. Раскрашивание объемной лошадки Дети одновременно раскрашивают каждый своим фломастером одну объемную лошадку. Такая деятельность помогает ребятам понять, как важно учитывать физическое пространство друг друга, уметь дождаться своей очереди, учиться делиться и уступать. Воздушные картины Дети распыляют краски на каком-либо изображении способом выдувания из фломастеров-блопенов, используя различные трафареты. У каждого ребенка только один фломастер, а чтобы получилась разноцветная картина, нужна помощь сверстника. Таким образом, каждый ребенок участвует в «выдувании» и своей, и чужой картины. Ребята чувствуют и наглядно видят преимущество партнерства, испытывают благодарность к товарищам. Дома рисунок будет напоминать ребенку об удачном сотрудничестве с другими детьми. Кроме того, выдувание с помощью блопенов отлично развивает длительный ротовой выдох. Готовим печенье Педагог заранее готовит тесто, которое дети сначала разминают руками, затем раскатывают скалками. После этого на тесте с помощью кулинарных формочек выдавливаются различные фигурки, в том числе и лошадок. Далее фигурки укладывают на противень игрушечной плиты, где понарошку и пекут печенье. Дети наблюдают за действиями педагога. Пока печенье «готовится», дети играют в подвижные игры. Тем временем взрослые меняют печенье, лежащее на противне игрушечной плиты, на настоящее, заранее испеченное дома педагогом с помощью тех же кулинарных формочек. Возникает полная иллюзия реальности всего процесса выпечки. Затем дети и взрослые пьют чай с «самостоятельно приготовленным» печеньем. Третья часть представляет собой подвижные игры, которые проводят в игровой комнате. В связи с тем, что нашими воспитанниками являются дети разных возрастов и с разными диагнозами, игры, подбираемые для стимулирования взаимодействия детей друг с другом, должны быть доступными и интересными для каждого. Не следует использовать слишком активные физически из-за присутствия детей с ДЦП, а также требующие постоянного контакта, потому что в них участвуют малыши, страдающие аутизмом. Важно выбрать игры, щадящие с точки зрения умственной нагрузки, чтобы в них могли принять участие дети с интеллектуальной недостаточностью. Все игры должны содержать минимум инструкций, быть простыми в исполнении, содержать элементы, нравящиеся почти всем детям, например, покачивание, что побуждает вступать детей в более тесный контакт ради получения этих приятных ощущений. Приведем примеры подвижных игр. | |
Категория: Мои статьи | Добавил: Natasha (23.03.2011) | |
Просмотров: 2471 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |