?- С точки зрения психологии, в многодетной семье все-таки больше плюсов или минусов?
- На этот вопрос невозможно ответить однозначно. В первую очередь потому, что каждая отдельно взятая семья - это свой маленький мир со своими особенностями, радостями и проблемами. Хотя если абстрагироваться от частностей, то можно говорить о некоторых общих положительных и отрицательных моментах. Например, с точки зрения психологии (и возрастной, и семейной) двое - трое детей в семье - это во всех отношениях лучше, чем один. А вот более пяти детей, особенно погодок, - это уже некоторые трудности и для самих малышей и для их родителей. В то же время при правильном воспитании ребятишки из многодетных семей обладают более мобильной психикой, устойчивее к стрессам и лучше адаптируются в любом коллективе. Родители, которые рискуют и рожают второго, третьего, четвертого ребенка, безусловно, выигрывают: у них есть шанс не только не повторять свои прошлые ошибки при воспитании следующих детей, но и подкорректировать свои отношения со старшими. А те, в свою очередь, приобретают бесценный опыт семейной педагогики, глядя, как мама и папа управляются с их младшими братьями и сестренками, и помогая им. Став сами родителями, они не будут испытывать страх и растерянность перед собственными детьми. Из минусов стоит выделить невозможность выкроить отдельное время для общения с ребенком один на один, уделить время лично каждому. А детям для нормального эмоционального развития абсолютно необходимо индивидуальное внимание родителей. Из-за этой проблемы случается, что у чад из многодетной семьи бывает занижена самооценка. Ведь они всю жизнь воспринимают себя, как часть большого коллектива и почти никогда не задумываются о своем «Я».
?- Правда ли, что в многодетных семьях дети менее агрессивны, что, несмотря на все экономические трудности, они более терпимы друг к другу и к окружающим? - В общем - да, и это не удивительно. В многодетной семье дети растут в атмосфере постоянной заботы о младших братьях и сестрах, ответственности за них. Это их естественный образ жизни. Они, взрослея, реже попадают в ситуацию психологического конфликта между «хочу» и «надо», чем единственные дети в семье. И они естественным образом удовлетворяют на разных возрастных этапах свое стремление к взрослости, самостоятельности и самореализации, поэтому реже самоутверждаются, например, ранним пьянством и другими неконструктивными способами казаться взрослыми. Они всегда чем-то заняты, у них множество обязанностей и их энергия расходуется естественным образом, а не через агрессию. Конечно, нет правил без исключений, но чаще всего ситуация в многодетных семьях выглядит таким образом.
?- Существует мнение, что иметь многодетную семью - значит плодить нищету, растить закомплексованных, неуверенных в себе людей. Это миф или реальность? - Работая с детьми, я нередко сталкиваюсь с ситуацией, когда единственный ребенок в семье, имеющий набор всех благ, которые кажутся детям ценными, - игрушки, компьютеры, мобильные телефоны и прочее, искренне завидует детям, которые имеют много братьев и сестер. Уверенность ребенка в себе изначально совершенно не зависит от материального достатка его семьи. Это позднее, не имея возможности реализовать себя среди сверстников каким-то другим способом, дети начинают привлекать их внимание дорогими игрушками и вещами. Это качество личности провоцируется родителями, их взглядом на жизнь и порождает не меньше комплексов у ребенка. Могу привести пример православных семей. Они, как правило, многодетны, их дети растут чаще всего без телевизоров, компьютерных игр и дорогих игрушек. Они не отдыхают по два раза в год на дорогих курортах. При этом они жизнерадостны и самодостаточны в первую очередь благодаря отношению к ним матери, которая все свое время проводит в общении с детьми. И, что очень важно, эти семьи объединяет общее мировоззрение. Если мне возразят, что у верующих, церковных людей иной взгляд на жизнь, чем у обычных светских семей, я приведу вам пример многодетных семей современных фермеров. Просто сюжеты о таких семьях показывают по телевидению реже, чем о неблагополучных семьях, в которых более 5 детей, папа сантехник-алкоголик, а малыши не ходят в школу и сидят на хлебе и воде. Естественно, в таких семьях вырастают проблемные дети, но они бы выросли проблемными, даже если бы были единственными в семье. Я хочу сказать, что «плодят нищету» не только в многодетных семьях, и не только в них вырастают неблагополучные дети.
?- Скажите, насколько справедлива точка зрения, что в многодетных семьях постепенно происходит интеллектуальное вырождение: младшие дети глупее старших? - И снова повторюсь и скажу, что все зависит от семьи. Хотя, конечно, есть психологические закономерности, косвенно подтверждающие эту точку зрения. Например, в разновозрастном детском коллективе погодок, вопреки бытующему мнению, не младшие дети быстрее развиваются, копируя старших, а старшие в своем развитии «спускаются» на уровень младших. И чем больше детей в семье и меньше интервал между появлением их на свет, тем, как правило, ниже уровень развития младшего ребенка. И в первую очередь это сказывается на развитии речи. Развитие детишек в таком коллективе очень сильно зависит от взрослого, который организует их общение и деятельность. Это подтверждают, например, результаты обследования детей на предмет готовности к школе. И часто бывает, что «многодетки» демонстрируют несколько меньший уровень общего интеллектуального развития, чем их ровесники из обычных семей. Но и в семье с одним ребенком сегодня часто встречаются случаи педагогической запущенности детей. Поэтому - все относительно. Хочу подчеркнуть, что речь идет о психическом, интеллектуальном развитии. Что же касается самостоятельности и навыков самообслуживания, то они действительно лучше развиты у детей, у которых много братиков и сестер.
?- Какое, по мнению психологов, может быть максимальное количество детей в семье, чтобы эта закономерность детского развития не отражалась на младших детях? - Никаких «приговоров» на этот счет, конечно, нет. Тем не менее, когда количество детей превышает 5 человек, младшие дети, с каждым последующим, появляющимся на свет малышом, утрачивают «доступ» к старшим, а старшим становятся неинтересны новорожденные. Маленькие - сами по себе, большие - сами по себе. И тогда вступает в силу психологическая закономерность, о которой мы уже говорили выше. Кстати, Дмитрий Менделеев был четырнадцатым ребенком в семье, а Бетховен - седьмым, но исключения, как известно, только подтверждают правило.
?- Часто приходится слышать от современных мамочек, что им и с одним ребенком хватает забот, а уж с пятью и вовсе можно с ума сойти. Действительно ли от общения с пятью и более детьми эмоционально и физически устают больше? - Это, думаю, нужно спрашивать у многодетных мамочек. Во-первых, все зависит от организованности и темперамента самой женщины. И, во-вторых, конечно же, когда в семье много детей, они играют и общаются друг с другом, давая возможность маме иногда передохнуть. Да и старшие дети, особенно девочки, очень многие домашние заботы берут на себя. Знаете, говорят: «Это с одним тяжело, с тремя - легче...»
?- Не будут ли старшие дети впоследствии упрекать родителей в том, что те их лишили детства? - Совсем не обязательно. Вот если в семье двое детей и старшему приходится «ходить» за младшим, такая ситуация возможна, потому что первенец постоянно сравнивает себя с маленьким, ревнует, видит разницу между тем количеством и качеством внимания, которое мама уделяет ему и крохе. И сколько лет ни было бы младшему - 2, 10, 15 - он всегда будет оставаться маленьким, а старший будет вынужден нести за него ответственность. В многодетной семье эта ситуация, когда старшие ответственны за младших и имеют определенные обязанности по дому, абсолютно естественна. Маленькие вырастают и тоже становятся старшими. И притом, что у детей в многодетной семье гораздо больше обязанностей, чем у единственного любимца, они постоянно друг с другом играют.
?- В любом разновозрастном коллективе существует возрастная иерархия, когда старшие руководят младшими. А бывает ли в многодетных семьях «дедовщина» и как с ней бороться? - Дедовщина - это агрессия, направленная сильным на слабого. И природа ее понятна, это почти всегда компенсация за собственные обиды и унижения. Это ненормальное явление существует в тех семьях, где родители «угнетают» своих детей, подавая им пример общения большого с маленьким, сильного со слабым. Старшие дети в своем отношении к маленьким в первую очередь копируют манеру общения с ними мамы или папы. Само по себе ничего не бывает...
Источник: http://www.nanya.ru/opit/10056#
|