Дорогие друзья и коллеги!
Особая роль в воспитании и обучении ребенка с особенностями в развитии принадлежит семье. Родители являются его первыми воспитателями, поскольку именно от них ребенок получает первые представления об окружающем мире, приобретает различные умения и навыки.
Дети с нарушением в развитии развиваются по тем же законам, что и здоровые, но при этом обладают значительно меньшими компенсаторными возможностями для адаптации к окружающему миру. Поэтому такой ребенок нуждается в длительном, правильно организованном коррекционном воспитании, которое должно быть направлено на преодоление, компенсацию имеющихся в настоящее время нарушений и на предупреждение возможности их возникновения в дальнейшем.
Даже ребенок, посещающий специализированные учреждения, значительную часть времени проводит в семье, поэтому родители должны продолжать работу по его обучению и воспитанию, закреплять полученные умения и навыки в домашних условиях. В связи с этим родители нуждаются в получении определенных знаний, чтобы процесс реабилитации их детей проходил непрерывно и давал лучшие результаты.
Бытует мнение, что с педагогической работой можно подождать, ребенок с возрастом самостоятельно научится одеваться, играть, говорить. Это очень серьезная ошибка, которую допускают многие родители и теряют драгоценное время.
Начинать регулярные занятия с малышом необходимо как можно раньше и проводить их не эпизодически, а изо дня в день.
Очень важно, чтобы ребенок с особенностями в развитии овладел элементарными санитарно-гигиеническими и трудовыми навыками, навыками общения, имели представления об окружающем были по возможности подготовлены физически.
Решающим фактором, от которого зависит положительная динамика психомоторного развития ребенка являются адекватные условия воспитания в семье и раннее начало комплексной реабилитации. Поэтому родители должны работать в тесном контакте со специалистами, абилитологами. Методические рекомендации помогут родителям лучше понять своего ребенка, научить строить с ним свое общение и помочь более полно адаптироваться в окружающей жизни.
Начиная работу с ребенком, имеющим отклонения в развитии, родителям следует помнить следующие правила:
1. Занятия необходимо начинать как можно раньше. Чем меньше ребенок, тем выше эффективность и результативность работы.
2. Занятия будут успешны, если будут интересны для ребенка.
3. Ребенок должен чувствовать себя комфортно и спокойно.
4.Чаще хвалить ребенка в случае успеха. Не ругать в случае неудачи.
5.Требования к ребенку должны быть систематическими и одинаковыми всех членов семьи.
б. Обучение ребенка должно иметь практическую направленность.
Слово обязательно сочетайте с действием. ЕСЛИ У МАЛЫША ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Это означает, что он будет медленнее других детей обучаться и расти. Очень важно позаботиться о том, чтобы у такого малыша было достаточно времени и возможностей знакомиться с людьми и с окружающим миром и совершать разнообразные действия.
Ходите с ним в магазин, в зоопарк, в парки и скверы. Выберите малышу несколько прочных и интересных игрушек, с которыми он мог бы делать все что угодно, и устройте ему несколько удобных мест для игр. Помогите ему научиться делиться своими игрушками с другими детьми. Чаще рассказывайте малышу о том, что вы делаете. Слушайте его и отвечайте ему, когда он пытается говорить. Даже если его речь невнятна и вы почти не понимаете ее, постарайтесь угадать, что хочет сказать малыш, и отвечайте ему так, как если бы Вы его поняли. Рассматривайте с ним книжки, в которых много картинок. Сочиняйте для малыша истории, используя фотографии его самого и других членов семьи. На игровых площадках для детей пусть малыш покачается на качелях, залезет на горку, взберется на лестницу. Поощряйте его попытку поехать на велосипеде, толкать грузовик, тянуть за собой тележку. ЕСЛИ У ВАШЕГО МАЛЫША ПОВРЕЖДЕН МОЗГ
Причины этого могут быть разнообразные: недостаток кислорода и нарушение кровообращения, инфекции и физическая травма.
Следствия также могут быть различных от нарушения нормального функционирования нескольких клеток до практически полной неспособности к обучению мышлению и движению. В целом малыши с повреждениями мозга более чувствительны к шумам, яркому свету, изменениям сложившегося режима дня.
Он реагирует даже на незначительные изменения температуры воздуха и способов ухода за ними.
У них чаще бывают трудности, связанные с управлением мышцами и с движением. Их обостренная чувствительность делает уход за ними крайне сложным, поскольку они обычно начинают нервничать, как только постоянно ухаживающего за ними человека кто-либо пытается заменить. Поэтому Вам стоит позаботиться о том, чтобы все процедуры ухода за малышом были, возможно, более неизменными. Такие малыши обычно чрезвычайно чувствительны и к тому, как себя чувствуете Вы.
Если Вы чем-то расстроены, они также немедленно расстраиваются. Постарайтесь, ухаживая за малышом, сохранять спокойствие и реагируйте на его раздражительность терпеливо и ласково. Малыш будет спокойнее, если Вы будете кормить его чаще, чем это делается обычно, и будете кормить его пищей, не вызывающей у него ни сыпи, ни повышенной возбудимости. Посоветовать, как лучше ухаживать за малышом. Вам поможет невропатолог.
Сохранять спокойствие, когда малыш все время раздражен, очень трудно, и порой Вы будете готовы накричать на него, но этого нельзя делать ни в коем случае. Спокойные и ласковые родители - это величайшая ценность для ребенка с повреждением мозга. ЕСЛИ У ВАШЕГО МАЛЫША МИКРОЦЕФАЛИЯ
У новорожденного кости черепа расположены так же, как у взрослого человека, но еще не сращены между собой. По мере того как малыш растет, эти кости так же растут. И когда голова достигает своего окончательного размера, кости поли сетью срастаются.
Обычно кости черепа продолжают расти и срастаться примерно до двухлетнего возраста.
У некоторых малышей кости черепа срастаются в более раннем возрасте. Иногда это происходит еще до рождения и для того, как мозг и другие части головы окончательно сформировались. В результате нормальное развитие головы оказывается невозможным. Голова ребенка оказывается очень маленькой, поэтому-то преждевременное сращение костей черепа называется микроцефалия.
Если ребенок страдает микроцефалией, его трудно учить. Прежде чем он что-то запомнит, ему приходится очень много повторять. Ему нужно видеть ту или иную вещь очень много раз, прежде чем, он начнет ее узнавать. Когда кости головы срослись, способов восстановить их рост уже не существует.
Микроцефалия иногда встречается у малышей с церебральным параличом. Если у Вашего ребенка микроцефалия и нет церебрального паралича или других нарушений, Вам, возможно, стоит обратиться в генетический центр за консультацией. ЕСЛИ У ВАШЕГО МАЛЫША БЫВАЮТ ПРИСТУПЫ ОБЩЕГО МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ
Приступами общего мышечного напряжения часто страдают дети с церебральным параличом. Когда они случаются, тело ребенка вытягивается, голова откидывается назад. Такое одеревенение приводит к тому, что малыш оказывается не в состоянии двигаться, чтобы что-то достать или что-то сделать.
Малыша, с которым случаются подобные приступы, трудно кормить и одевать, ему трудно учиться двигаться и играть.
С приступами можно бороться с помощью специального комплекса двигательных упражнений, которые Вам покажет специалист по лечебной физкультуре. Он также покажет Вам, как надо брать малыша на руки и как держать его. Общий же принцип состоит в том, что для предупреждения неожиданного напряжения мышц, беря малыша на руки, необходимо сгибать его ручки и ножки. Помните, что единственный способ помочь ему - это делать с ним необходимые упражнения.
Будет очень хорошо, если эти упражнения войдут в папины игры с малышом. ЕСЛИ У МАЛЫША ЗАБОЛЕВАНИЕ СЕРДЦА
Если у вашего малыша шумы в сердце, сердечная недостаточность или порок сердца, то он нуждается в особом режиме.
Очень, важно, чтобы его сердце успевало перекачивать кровь, когда он двигается и бегает.
Точно определить, сколько малышу можно двигаться, очень трудно. Поэтому Вам нужно следить за тем, чтобы его двигательная активность не сопровождалась появлением синевы на лице, или на губах, или под ногтями.
Не стоит, однако, лишать малыша общества других детей и ограничивать его активность больше, чем это необходимо. Нагрузку ребенка надо оценивать в каждом конкретном случае отдельно.
Будут дни, когда малыш будет чувствовать себя достаточно хорошо, чтобы быть активным, а будут дни, когда он будет чувствовать себя хуже обычного, и тогда его активность надо сдерживать.
Если малыш простудился. Вам надо соблюдать особую осторожность.
Некоторые виды нарушений сердечной деятельности можно исправить или хотя бы компенсировать с помощью операции. Нередко удается улучшить работу сердца с помощью лекарств.
Возможно, Вам лучше посоветоваться с несколькими врачами, прежде чем Вы примете решение об операции.
Если Вы все время волнуетесь, то Ваше напряжение передается малышу, и он будет чувствовать себя скованными, ему будет трудно радоваться игре или общению с Вами.
Если можете, то предложите малышу какие-либо спокойные занятия - послушать музыку или сказку, поиграть с солдатиками, маленькими машинками или в поезд, тогда малыш сможет радоваться и увлекаться даже в те периоды, когда активная деятельность будет ему противопоказана. ЕСЛИ У ВАШЕГО МАЛЫША ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ
Церебральный паралич означает, что нервная система малыша работает не так, как надо.
Иногда удается помочь малышу улучшить работу центральной нервной системы путем специально подобранных пассивных поз его тела, помогающих ему овладевать активными действиями.
Очень важно помочь малышу научиться правильно двигаться, пока он еще со всем мал.
Не ждите, пока он сам преодолеет свою неподвижность или не способность поворачиваться и держать головку.
Если Вы будете ждать, то вместо улучшения скорее всего наступит ухудшение.
Невропатолог или специалист по лечебной физкультуре могут посоветовать Вам, какие приспособления подойдут Вам лучше всего и как их сделать самим.
Если у малыша ослаблена мускулатура рта, ему могут понадобиться специальные приспособления, чтобы научиться общаться с окружающими. Иногда малыши учатся общаться с помощью картинок, домашних животных, членов семьи.
Уход за таким малышом требует больших затрат физических сил. Поэтому обязательно научите окружающих, как обращаться с малышом, это позволит Вам время от времени устраивать себе передышки.
Часть этого времени Вы, быть может, захотите использовать для помощи другим родителям проблемных детей. Однако не забывайте и о себе: поспите немного или примите ванну.
ЕСЛИ У ВАШЕГО МАЛЫША ЭПИЛЕПСИЯ И ПРИПАДКИ
Если припадки малыша характеризуются одеревенением и подергиванием рук, ног и корпуса, то говорят, что у малыша конвульсии. В целом различают три вида припадков.
При припадках первого типа все тело одеревеневает и начинает дергаться, при этом человек падает на землю.
При припадках второго типа происходит кратковременное отключение сознания человека, иногда сопровождающееся кивающими движениями головы.
При припадках третьего типа одеревеневает и подергивается только одна половина тела.
Обычно припадки вызывают страх у большинства людей. Длительные припадки могут действительно приводить к нарушениям мозговой деятельности. Но и сами приладки могут быть следствием каких-то неполадок в работе мозга.
У некоторых малышей припадки могут сопровождаться как повышенной температурой, так и нормальной температурой.
Врач сможет определить, как лечить ребенка, при условии, что Вы правильно опишите все случившееся. Вы должны сказать врач, дергались ли конечности малыша с одной стороны тела или с обеих, толкало ли малыша вперед или назад. Обязательно заметьте время, чтобы Вы смогли сообщить врачу о длительности припадка. Очень важно показать малыша невропатологу. Постарайтесь не терять спокойствие. Хотя это трудно и Вы, естественно, будете волноваться, что с малышом скоро случиться еще один припадок. Такое ожидание следующего припадка может заслонить все остальные события Вашей жизни.
Но чтобы расти и учиться. Вашему малышу, как и всем другим детям, нужно делать множество самых разнообразных вещей. Поэтому постарайтесь относиться к припадкам ребенка по-деловому. Если он устал после припадка, дайте ему отдохнуть. Если же ребенок не устал, пусть продолжает заниматься тем, что он делал перед припадком.
Вы сможете предотвратить припадки малыша, если будете регулярно и без пропусков давать ему лекарство, всячески поддерживать его здоровье.
ЕСЛИ У ВАШЕГО МАЛЫША АЛЛЕРГИЯ
У него чаще, чем у обычных детей наблюдается раздражение кожи, и он по сравнению с ними более чувствителен и нервен. У него может быть тревожный сон, а его питание потребует от Вас особого внимания. Он может быть чувствителен к определенным тканям и фактуре предметов.
Наблюдающий ребенка врач поможет Вам выбрать правильную диету для малыша.
Будет немало ситуаций, когда Вам станет жалко своего малыша из-за того, что ему нельзя есть конфет, пить молоко и апельсиновый сок. В этом случае думайте о том, насколько малышу будет лучше, если он не съест всего этого. Ведь существует достаточно продуктов, которые ему есть можно. Подумайте, Вы обязательно придумайте какое-нибудь блюдо, которое не вызовет у малыша раздражения.
Иногда даже удается, заботясь об аллергии малыша, улучшить здоровье всех членов семьи.
Целесообразно также проверить не вызывают ли у малыша аллергические реакции домашние животные, комнатные растения, обивка мебели и т.д.
НЕКОТОРЫЕ МАЛЫШИ ЛЕГКО УТОМЛЯЕМЫ
Обычно очень быстро устают малыши с сердечной недостаточностью и с проблемами в двигательной сфере.
Очень важно на протяжении дня организовать таким детям периоды отдыха. Целесообразно планировать день так, чтобы ребенок мог хорошо и спокойно отдохнуть. Старайтесь не раздражаться и не забывать о том, что Ваш малыш нуждается в отдыхе. Помните, что для Вашего ребенка потребность в столь частом отдыхе вполне естественна.
Даже когда ребенок отдыхает, положите рядом с ним несколько игрушек или картинок, с которыми он может поиграть.
Некоторые малыши почти все время выглядят безразличными ко всему и усталыми. Если малыш при Вашем появлении не улыбается и не начинает гулить и лепетать. Вам не следует думать, что он несчастлив... и что Вы, возможно, недостаточно хорошие родители.
Малыши, если они плохо видят, не будут улыбаться в ответ на вашу улыбку. Такие малыши гораздо меньше других стремятся куда-нибудь залезть, добраться или дотянуться до игрушек, просто потому, что они их не видят. Для таких малышей, чтобы им помочь, стоит устроить безопасное место для игр недалеко от Вас и расположить там несколько игрушек, издающих разные звуки.
Не менее важно говорить с малышом о том, что сейчас делаете Вы или что делает он. Помогите своему ребенку научиться видеть вещи, касаясь их и прислушиваясь к звукам, которые они издают.
Младенцы, если они плохо слышат, обычно не лепечут сами с собой и не начинают лепетать, в ответ на обращение окружающих.
Их не привлекает шум, и они не стремятся посмотреть, откуда идет тот или иной звук, просто потому, что не слышат самого звука. Важно, чтобы при разговоре с ребенком Вы обращали к нему лицо, то он сможет видеть, когда Вы говорите с ним. Помогайте ему при этом "слышать" вещи, поддерживая его уверенность, что он умеет видеть и трогать их.
Ребенок может хорошо видеть и слышать, но если он легко утомляется, то его интерес к окружающему миру будет невелик. Легкая утомляемость может быть вызвана и другими причинами. Проверьте, нормальна ли кровь у Вашего ребенка и нет эти у него нарушений в обмене веществ. Легкая утомляемость бывает связана с пониженной функцией щитовидной железы.
Некоторые малыши прекрасно видят и слышат и сердце у них работает хорошо, но тем не менее научаются они всему с большим трудом.
У таких детей не развита способность учиться, смотря на мир и слушая его. У них, возможно, не развилось умение распознавать, когда с ними говорят, и умение улыбаться и гулить в ответ.
Некоторые дети с недостатками развития должны увидеть, услышать окружающие предметы и людей, дотронуться до них не один раз, прежде чем запомнят их и станут улыбаться им, тянуться к ним руками и заботят приблизиться к ним. Это только дело времени.
Некоторые малыши уж слишком долго не проявляют никакого интереса. Никогда не теряйте надежды, по-прежнему улыбайтесь своему малышу, общайтесь с ним, обращайте его внимание на все маленькие события, которые происходят ежедневно.
Некоторые малыши с недостатками развития не могут усидеть на месте, когда вы играете с их пальчиками в "Сорока, сорока, где была?..." Возможно, Ваш малыш очень чувствителен к прикосновению и ему нужно освоиться с тем, что до него дотрагиваются.
При подобных обстоятельствах родители, разочаровались в способности своего ребенка что-то освоить, склонны скрывать от окружающих, как их малыш делает ошибки и, вообще, как мало он умеет.
Однако очень важно, чтобы Вы не прекращали учить малыша различать части своего тела, указывать на них пальчиками.
Наиболее благоприятная ситуация для показа, где у ребенка пальчики, руки, глазки и носик, -это умывание лица, мытье рук и вытирание носа.
МАЛЫШИ УЧАТСЯ ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУКИ, КОГДА ВИДЯТ И СЛЫШАТ, КАК ЭТО ДЕЛАЮТ ОКРУЖАЮЩИЕ
У некоторых малышей с недостатками развития лепет и гуление отсутствуют. В этом случае необходимо помочь малышу научиться лепетать и гулить.
Малыш начинает учиться управлять произнесением звуков, когда слышит, как взрослые повторяют звук и, которые произносятся им спонтанно.
Постепенно он начинает повторять случайно произнесенный им звук в ответ на Ваше подражание этому звуку. Малыш сначала отвечает какими-то звуками, когда Вы произносите уже знакомый ему звук.
Постепенно малыш начнет отвечать Вам звуками, приближающимися к тем, что произносите Вы, и, наконец, эти звуки упорядочиваются у него в первые слова, такие, как "мама", "дай", и даже такие, как его собственное имя. Этот процесс занимает немало времени у всех малышей, но малышам с недостатками развития, чтобы научиться имитировать звуки, произносимые родителями, времени требуется еще больше. НЕКОТОРЫЕ МАЛЫШИ С НЕДОСТАТКАМИ РАЗВИТИЯ НЕ В СОСТОЯНИИ НАУЧИТЬСЯ ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУКИ И СЛОВА
При этом понимать слова они могут. Многие звуки такие малыши не воспроизводят из-за особенностей строения полости рта, голосовых связок, или нарушений в отделах головного мозга, контролирующих работу звукопроизносительного аппарата.
Естественно, когда малыш не произносит слов, которые говорят другие дети, родители могут прийти от этого в отчаяние. Наедине друг с другом или с близкими Вам людьми позволительно пожаловаться на свалившееся на Вас несчастье, но своему малышу не следует показывать своего огорчения. Вы должны вести себя так, будто неспособность издавать звуки вполне естественна.
Если Вы будете продолжать разговаривать с малышом, он постепенно научиться понимать большую часть того, что Вы ему говорите. Ваш малыш может научиться общаться с Вами с помощью жестов. Он может научиться убирать разбросанные игрушки, когда Вы попросите его об этом. Не умея сказать слово "нет", но может научиться отрицательно качать головой.
Если же Ваш малыш недостаточно подвижен, чтобы убирать вещи или качать головой, он может научиться общаться с Вами с помощью взгляда. Постарайтесь быть хорошим слушателем, внимательно наблюдая за малышом и отвечая ему. НЕКОТОРЫХ МАЛЫШЕЙ ОЧЕНЬ ТРУДНО ОДЕВАТЬ
Малышам гораздо легче двигаться, когда на них ничего не надето, тогда ничто не препятствует нагибаться, поворачиваться и ползать. Вот почему большинство малышей любит стаскивать с себя одежду. И часто одевание малыша превращается в настоящую борьбу.
Малышей с недостатками развития одевать еще труднее, чем обычных.
Если у малыша есть проблемы с движениями, то перед тем как одевать. Вам, возможно, придется класть его в позу лежа на боку, чтобы ребенок мог расслабиться.
Полезно также приобретать или шить малышу такую одежду, которую легко надевать.
Если у малыша есть одежда, которую надо надевать через голову, Вы можете облегчить ее надевание, вделав на груди или на спине легкую нейлоновую молнию или же, разрезав переднюю часть одежды, подошьете края и пришьете к ним тесемки.
Некоторые дети с недостатками развития при одевании не деревенеют, а наоборот, расслабляются, и их руки и ноги болтаются, как у тряпичной куклы. Рукам и ногам таких малышей очень трудно придать упругость, необходимость для того, чтобы натянуть рукава и штанины. В этом случае малышу стоит покупать свободную одежду, причем желательно из растягивающей ткани.
Ваш малыш может любить стаскивать с себя одежду и играть нагишом. Большинство малышей любят это делать. Когда на них нет одежды, они чувствуют себя свободнее и им удобнее двигаться. Хотя малыш, снимающий одежду при посторонних, может смутить Вас, помните, что он вовсе не пытается обратить на себя внимание. Он просто учится самостоятельно одеваться, ведь первая стадия освоения умения одеваться - это умение раздеваться.
Прежде чем малыш будет готов учиться одеваться, он должен попрактиковаться в раздевании. Разумеется, Вы не захотите, чтобы малыш раздевался в общественных местах, однако очень важно, чтобы у него была возможность попрактиковаться в раздевании. Для этого очень подходит время перед купанием и перед сном.
Раздевание и одевание - это одно из наиболее важных умений, которым учатся малыши. НЕКОТОРЫЕ ДЕТИ НЕ УСВАИВАЮТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ВИДЫ ПИЩИ
Возникающие у детей с недостатками развития проблемы иногда связаны с необходимостью избегать определенных видов пищи. Некоторые малыши плохо усваивают белки или молочный сахар и поэтому не пьют натурального молока и не едят молочных продуктов. Если дети не пьют цельного коровьего молока, им следует давать мелочно кислые смеси (кефир, бифиллин, ацидофильная смесь "Малютка").
Если малыш нуждается в строгой диете, очень важно, чтобы вы ее всегда соблюдали. Сыпь или покраснение кожи могут вызывать у малыша такие продукты как помидоры, апельсины, приправы, клубника, переслащенная пища. Если Ваш ребенок однажды покрылся сыпью, то после этого вводить в его рацион новые продукты следует не больше одного раза. Лучше при этом записывать, какого числа Вы дали ему новый продукт, поскольку реакция на новую пищу может проявиться лишь через несколько дней.
Большинство малышей к новому блюду относятся недоверчиво, даже если впоследствии оно им понравится. Когда им предлагают незнакомую пищу, они обычно отодвигают ее или все видом выражают недоверие.
Малыши, которые медленнее других осваивают навыки общения и самообслуживания, обычно с трудом привыкают к новой пище.
КОГДА ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ТРУДНО ОБСЛУЖИТЬ СЕБЯ, ВЫ, ЕСТЕСТВЕННО СТРЕМИТЕСЬ ВСЕ ДЕЛАТЬ ЗА НЕГО САМИ
Но если Вы постоянно делаете все за него, то малыш никогда не научится делать что-то сам. Разумеется, Вы с нетерпением будете смотреть, как малыш старается что-то сделать и никак не может, поскольку еще плохо управляет своим телом. Тем не менее наберитесь терпения, не браните его и не делайте за него что-то сами.
Постарайтесь, чтобы окружающие не смеялись над его не ловкими движениями.
Будьте терпеливы и не раздражайтесь. Когда малыш держит в руках предмет, с которым он умеет обращаться, возьмите у него этот предмет, а затем вложите обратно в его руку.
Полезно завести игрушки, ложки и бутылочки, сделанные из очень легкого материала, скажем из пластмассы. Позаботьтесь о том, чтобы игрушки, с которыми играет малыш, не могли бы распасться на части.
Когда у малыша неожиданно меняется мышечный тонус, его трудно удержать на руках. Поскольку колебание тонуса нельзя предвидеть, то бывает практически невозможно держать малыша и одновременно делать что-либо еще.
Если Вы занимаетесь домашними делами, то посадите малыша рядом на специально оборудованное детское креслице, чтобы он мог за Вами наблюдать.
Скорее всего, любопытные взоры окружающих, когда малыш неожиданно расслабляется или напрягается, будут угнетать его, однако постарайтесь не терять спокойствия и обращаться со своим ребенком так, как если бы вокруг никого не было. Кто-то из публики может быть никогда не сталкивался с детьми, чье развитие происходит не совсем обычным путем, такой человек способен смотреть на Вашего ребенка особенно долго и неослабевающим интересом. Другие же могут смотреть на Вашего ребенка просто потому, что любят наблюдать за детьми или же им нравиться Ваше обращение с малышом.
Беря с собой малыша в магазин. Вы предоставляете ему возможность лучше познакомиться с миром, в котором ему предстоит жить. Поэтому, когда представляется случай, обязательно берите малыша с собой.
Малыши, у которых колеблется мышечный тонус, легко оказываются в неудобной или даже опасной для жизни позе. Поэтому в незнакомом месте или в машине их не следует оставлять одних даже на несколько секунд.
Конечно, чтобы гулять с малышом, чей мышечный тонус колеблется, требуется большое мужество, и все же почаще выходите с ним из дома, хотя бы ненадолго, и знакомьте его с окружающим миром.
Очень важно, чтобы Ваш малыш учился сидеть в безопасном месте. Отведите ему место на полу, чтобы рядом не было мебели и других вещей, о которые он мог бы стукнуться при падении.
ВАС МОГУТ ТРЕВОЖИТЬ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ ВАШЕГО РЕБЕНКА С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ
Некоторые малыши не любят, когда им приходится контактировать с посторонними людьми. Психологи называют такого малыша -замкнутым.
Они ведут себя так, как будто им хочется быть в одиночестве. Если малыш не улыбается, то дожидаться с улыбкой проявления радости с его стороны очень трудно.
Вместо того чтобы отвечать на Вашу улыбку улыбкой и гудением, малыш с недостатками развития может просто смотреть на Вас или даже отвернуться в другую сторону. Вы, конечно, подумаете, что малыш не хочет с Вами играть. Однако крайне важно, чтобы Вы не прекращали своих попыток общаться и играть с ним.
Если малыш не умеет улыбаться, гулить и какими-то телодвижениям и показать, что ему хочется, он может пользоваться для привлечения к себе внимания другими средствами. Он может тянуть к себе, вашу одежду, бить вас, тянуть за волосы, такое поведение малыша может означать, что он хочет поиграть или пообщаться с вами.
Внимательно следя за поведением малыша. Вы не должны упускать ситуации, когда малыш особенно расположен к общению. Скажем, если малыш смотрит на Вас, улыбнитесь ему и возьмите его на руки. Тогда малыш будет знать, что Вам действительно приятно быть вместе с ним.
Вернуться вверх
НЕКОТОРЫЕ МАЛЫШИ С НЕДОСТАТКАМИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДЯТ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ДЕТЕЙ, НЕ ЛЮБЯЩИХ ИГРАТЬ С ИГРУШКАМИ
На самом деле Ваш малыш просто не в состоянии держать игрушку в руке или он не понимает, как его пользоваться. Возможно также, что малыш видит игрушку не как предмет, а как цветное пятно.
Дети с недостатками развития обычно не стремятся дотянуться до игрушки, не вертят ее в руках и никак ее не изучают.
Если игрушка малыша не заинтересовала, постарайтесь понять, почему это произошло.
Многие малыши с недостатками развития без вашей помощи не могут научиться играть в игрушки. Малыши с недостатками развития в большинстве своем не умеют развлекать самих себя. Лучший способ понять, как что-то делается это наблюдать за действиями других людей, а затем пытаться их повторить.
Очень важно, чтобы играя с ребенком. Вы общались с ним доброжелательно и чтобы малыш сам выбирал, с чем он будет играть и как. Малыши с недостатками развития больше нуждаются в игре, чем другие дети, и им необходимо помочь научиться играть.
Игра, не доставляющая удовольствия ребенку - это уже не игра. Вполне возможно, что игра с вашим малышом, имеющим тот или иной недостаток развития, окажется монотонным и скучным для вас занятием, поскольку в начале он будет просто повторять одни и те же действия. Но если вы не сумеете внушить своему ребенку, как это интересно -играть, то сам по себе он играть не станет. И если он почувствует, как Вам скучно, то не заинтересуется игрой с вами. Относитесь к игре с ребенком как к самому важному на данный момент занятию.
Позаботьтесь также о том, чтобы игрушки, которые Вы покупаете малышу, были не только прочными и привлекательными, но и удобными в обращении. Хорошими игрушками для малышей обычно оказываются всевозможные мячи, кубики, надувные и резиновые игрушки, куклы.
Иногда родителям хочется засыпать своего малыша игрушками, однако разумнее, если он станет играть с несколькими знакомыми игрушками. Если игрушек у малыша немного, он лучше запоминает их и получает от игры удовольствие.
Вернуться вверх
НЕКОТОРЫЕ МАЛЫШИ НЕ УМЕЮТ ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ
Если Ваш малыш колотит других детей или кусается, они вряд ли захотят общаться с ним. Поскольку все дети, а малыши с недостатками в развитии в особенности, учатся, наблюдая за действиями других людей, очень важно, чтобы Ваш малыш имел возможность не только наблюдать за другими детьми, но и играть с ними.
Иногда другие дети начинают командовать малышами с недостатками развития, поскольку те не способны себя защитить. Вполне возможно, что ваш ребенок стал кусаться и драться, потому что другой ребенок уж слишком усердно командовал над ним.
Но возможно также, что ваш ребенок стукнул другого, не умея сообщить ему о своем желании и, пытаясь это сделать таким образом.
Если вы не можете разобраться, почему ваш, малыш кусается и дерется в обществе других детей, то имеет смысл проконсультироваться по этому вопросу с психологом. Понаблюдав за тем, что происходит между вашим малышом и остальными, он поможет вам понять, в чем дело.
Ребенок может отбирать игрушки у более младших детей, поскольку игрушки этих детей ему нравятся больше, чем игрушки ровесников.
Если в семье есть другие дети, это, как правило, благоприятно отражается на малыше с недостатками развития. Общаясь с братьями и сестрами, он быстрее научится общению с другими людьми. Старший брат или сестра могут выполнять обычную роль старших детей, помогая Вам ухаживать за малышом с недостатками в развитии.
Но полностью замыкать жизнь семьи на нуждах и потребностях ребенка с недостатками развития неразумно. Не следует думать, что остальные дети должны считаться с дурным поведением ребенка с недостатками развития только потому, что они здоровы, а он не такой как они. Дурные поступки не следует поощрять ни у одного из детей.
По мере того как другие дети взрослеют, объясняйте им, почему их братик или сестра растет не таким или не такой, как они, и обсуждайте с ними связанные с ребенком, имеющим недостатки в развитии, семейные, планы.
Вернуться вверх
ДЕТИ С НЕДОСТАТКАМИ В РАЗВИТИИ ИСПЫТЫВАЮТ ТРУДНОСТИ ПРИ ОВЛАДЕНИИ РЕЧЬЮ
Малыши очень медленно начинают понимать речь окружающих. Любимым словом Вашего малыша окажется скорее всего то, которое он слышит чаще всего и которое несложно выделить из речевого потока.
Если Ваш малыш не улыбается, не гулит и не тянется к Вам, когда Вы произносите его имя, и, похоже, даже не замечает это, то вполне естественно. Вам захочется ему улыбнуться и у вас? может пропасть желание говорить, с ним. Однако помните, что единственный путь для малыша научиться понимать Вас - это слушать обращенную к нему речь. А если при этом Ваша речь будет ласковой и радостной, то ребенку будет интересно ее слушать.
Говоря с малышом, старайтесь до него дотрагиваться. Если у малыша нарушены зрение и слух, то прикосновение поможет ему разобраться, когда Вы говорите, а когда нет.
Кроме того, попросите окружающих, когда они будут говорить с малышом или брать его на руки, называть его по имени.
Малыши с недостатками в развитии иногда с трудом понимают, что они хотят. Малыш может не понимать, что означает фраза "Дай мне мяч", "Открой ротик" и относясь к ним как к игре, убегать, или смеяться, или просто глядеть на Вас. Он даже может не обратить на Ваши слова никакого внимания.
Вернуться вверх
ПОМОГИТЕ МАЛЫШУ ПОНЯТЬ, ЧЕГО ВЫ ОТ НЕГО ХОТИТЕ, ПОКАЗЫВАЯ ЕМУ
Бывает и так, что малыш машет ручкой любому встречному. Для некоторых малышей с недостатками в развитии выражение своих чувств и желаний с помощью рук может оказаться наиболее эффективным способом общения с окружающими.
Иногда малышам с недостатками в развитии с большим трудом удается выучить детскую считалочку. Проблема может быть в том, что малыш просто не способен сосредоточиться на достаточно долгий промежуток времени.
И, в заключение, благословение для вас Ника Курдюмова:
«Успехов, побед и удовольствий от них!»
|