Дельфинотерапия
С давних пор известна биологическая и энергетическая связь человека с животным миром. Дельфинотерапия (Dolphin Assisted Therapy) - лечение в ходе прямого общения пациента с морскими млекопитающими. Происхождение слова «дельфин» связано с античностью: бог Аполлон, превратившись в дельфина, указал поселенцам путь в Дельфы, где впоследствии был основан знаменитый храм солнечного бога. То есть дельфин – это тот, кто показал путь в Дельфы.
Сам метод дельфинотерапии в настоящее время представляет медико-психологический комплекс, состоящий из диагностического блока и коррекционного. При контакте «пациент – дельфин», последний выступает как природный ультразвуковой сонар и происходит позитивная стимуляция коры головного мозга и других органов пациента.
В списке недугов, справиться с которыми помогают дельфины, сегодня уже 165 заболеваний. Дельфинотерапия применяется при лечении детей, страдающих ДЦП, болезнью Дауна, аутизмом, с сильными психологическими и сочетанными травмами, задержкой психического и речевого развития и ряда других недугов, связанных с неврологическими расстройствами. Они оказывают благотворное влияние на центральную нервную систему человека, стимулируя обменные, иммунные и другие процессы. Занятия, проводимые с дельфинами, увеличивают речевые возможности пациентов с нарушением слухового и речевого аппарата, улучшают физическое состояние путём усиления работы различных мышечных групп, снимают эмоциональный стресс и улучшают неврологическое состояние; помогают, например, больным со спинальными повреждениями.
История отношений человека с «приматами моря» уходят в глубокую древность. Использование дельфина обусловлено природными особенностями дельфина: сочетание уникальных физических данных и высокого интеллекта, потребность в общении, способность к межвидовому общению, использование невербальных средств общения, игровое поведение, а также особым отношением человека к дельфину: он является одним из ярких символом первоначала, жизни, т.е. архитипичен. Это порождает устойчивую положительную установку. На стыке установки и реального восприятия появляется так называемый «Эффект дельфина», выступающий мощным терапевтическим фактором. Общение с дельфином заключает в себе ряд терапевтических факторов: положительные эмоции, седативный, отвлекающий, активизирующий эффекты. Дельфин ярко демонстрирует интерес к партнеру по общению, активно взаимодействует, привлекает к себе внимание, демонстрирует дружелюбность, искренность намерений.
Общение с дельфином позволяет достичь следующего:
- прийти к принципиальному переконструированию отношения к себе, окружающим людям, природе, миру в целом;
- помочь ребёнку выйти из плена самоизоляции, стимулировать развитие интереса к внешнему миру, что становится условием к установлению, восстановлению, корректировке, оптимизации социальных отношений;
- активизировать работу мозговых структур и всего организма в целом через сенсорную стимуляцию;
- стимулировать вербальную экспрессию, способствуя речевому и сенсомоторному развитию аутичных детей и детей со сниженным интеллектом;
- может восполнять дефицит положительных эмоций и обеспечивать поддержку детям и взрослым, переживающих одиночество или состояние дезадаптации, удовлетворять потребность в общении;
- создать условия для эмоционального отреагирования;
- пережить эмоциональный совместный опыт ребенку и его родителям;
- стимулировать выработку гормона радости.
В стае дельфинов существует строгая иерархия. В терапии участвуют специально обученные животные, обладающие «хорошим характером» и способные к лечению. Таких животных называют - «дельфин–доктор». Ученые некоторых океанариумов имеют уникальную возможность самостоятельно воспитывать целое поколение морских млекопитающих, которые могут лечить больных детей. Ведь только дельфин–доктор из всей стаи может лечить. Чтобы обучить тем же навыкам дикого дельфина, нужно интенсивно заниматься с ним больше года. Биологи считают, что дельфины подходят к лечению очень интенсивно и индивидуально. Они сами выбирают схемы, взаимодействия, схему лечения.
Полностью излечить маленьких пациентов от тяжелых недугов дельфины, безусловно, не могут. Но дети с церебральным параличом, нарушением речи и слуха, поражением центральной нервной системы после сеансов дельфинотерапии становятся раскованнее и общительнее. Многие именно в океанариуме впервые начинают говорить. Первоначально ребёнку и дельфину нужно пройти период знакомства, который потом перейдёт в настоящую дружбу. На первом занятии дети, как правило, бояться даже зайти на мостик, но спустя неделю уже барахтаются в воде вместе с дельфином. После плавания с дельфинами на детских рисунках появляются очень яркие краски: много солнца, много эмоций, много радости. За время общения с дельфинами отношения между мамой и ребёнком заметно улучшаются. При совместном нырянии и плавании с маленькими детьми дельфины благоприятно влияют на общее развитие ребёнка. Все дети, вступающие в общение с дельфинами, буквально преображаются, совершенно теряют страх перед водой и быстро осваивают водную стихию. Исцеляет не только плавание с дельфинами, но и просто общение с ними. Через полчаса общения с дельфином у пациента меняется энцефалограмма. Заметное улучшение наблюдается у пациентов уже после третьего сеанса. Курс лечения повторяется через год в том случае, если заболевание не слишком серьезное. В противном случае рекомендуется обращаться за помощью к морским млекопитающим через шесть месяцев. Курс дельфинотерапии лучше всего начинать как можно раньше. Наиболее эффективные результаты отмечаются у детей в возрасте от 6 месяцев до 16 лет. По окончании сеанса «дельфин-доктор» уходит «отдыхать» на 40-50 минут.
Если 90 процентов информации, которую мы с вами получаем о мире, дает нам зрение, то дельфину 90 процентов такой информации дают его слуховой и эхолокационный анализаторы. В зависимости от характеристик объекта эхолокации и окружающих условий дельфин может изменять в миллиард раз мощность своего излучения, в тысячи раз - частоту повторения ультразвуковых импульсов, выбирать наиболее целесообразно угол облучения объекта. Возможно, сканируя пациента, животные ощущают характерную вибрацию.
Не менее удивительна способность дельфина различать промежутки времени между двумя звуками. Существует определенная инерция в слуховом восприятии сигналов, следующих друг за другом. Если два звука разделены очень малым промежутком времени, то они воспринимаются нами как один. У дельфина нервная система в этом отношении в 30 раз инерционнее, чем у человека. До сих пор в живой природе не были известны нервные системы с таким тонким чувством времени. Дельфин никогда не теряет сознание. В противном случае он просто захлебнется, так как не сможет выплыть к поверхности воды для вдоха. Исследуя сон дельфинов, было обнаружено, что при переходе от бодрствования ко сну и из одной его стадии в другую две половины мозга животного работают попеременно. В любой момент одна из них бодрствует, другая спит. Сам факт, что это возможно, пусть даже у единственного животного, заставил радикально изменить взгляд на то, как поддерживается и регулируется рабочее состояние мозга.
Оценить степень сложности системы общения у дельфинов позволяет семиотика - наука о знаниях, о естественных и искусственных языках как знаковых системах. Семиотические исследования общения дельфинов показывают, что у дельфина система общения - открытая. Известно также, что если мы пользуемся несколькими десятками звуков, меньшинство из которых - гласные, большинство - согласные, то нечто подобное - и в элементарных типовых сигналах дельфинов, составляющих исходный алфавит: 51 импульсный сигнал, 9 тональных свистов.
В сигнальных рядах дельфинов обнаружены некоторые математические закономерности, свойственные человеческим текстам. Они отражают существование синтаксической организации в «тексте» дельфинов. Также можно отметить и следующие сходства с людьми: кардиограмма и состав крови, четырехкамерное сердце, температура тела, сопоставимый вес мозга.
Взаимодействие с дельфином в воде позволяет значительно стимулировать психоречевое и физическое развитие ребенка.
1-й этап дельфинотерапии: За счет высокой мотивации ребенка при начальных сеансах дельфинотерапии происходит активация мозга. Ребенок начинает интегрировать сенсорную информацию от всех органов чувств: т.е. — тактильную, зрительную, слуховую.
2-й этап дельфинотерапии: После установления двухстороннего контакта между ребенком и дельфином и вхождения ребенка в коммуникационный резонанс, наступает фаза совместного психического и моторного функционирования ребенка и дельфина.
Лечение проводится с учётом составления индивидуальных программ и терапевтических методик. Терапевт предлагает ребенку, если это, возможно, выполнить совместно с дельфином структурированный комплекс упражнений. Происходит активное взаимодействие с дельфином в период выполнения упражнений: бросание и захват предметов, попадание в цель, перебрасывание мяча через веревку и обруч и др. Используются различные спортивные снаряды: мячи, кольца, обручи различных размеров или только спасательный жилет.
В результате лечения, проводимого в дельфинарии, наблюдается улучшение моторных и координационных способностей детей с Церебральным параличом.
Во время реабилитационных занятий в Центре так же применяется звукотерапия и видеотерапия, когда используют студийные записи со звуками и видеорядом, издаваемыми дельфинами, видеоматериалы о дельфинах. Воздействие когнитивной терапии эффективно помогает пациентам справиться с различными эмоциональными фобиями. Программа дельфинотерапии даёт удивительно мощное проявление мыслительных способностей детского мозга. У детей под воздействием терапии возникают цепочки свободных ассоциаций, воздействующие на подсознание.
Кроме того, наш Центр осуществляет контакты с ведущими дельфинологами с целью изучения воздействия электромагнитного поля дельфинов на детей, больных Церебральным параличом. Несколько пациентов прошли курсы занятий дельфинотерапии в Центре Кей-Лаго штата Флорида в США, что позволило объективно оценить положительные результаты этого вида терапии.
|